Institute today

The Institute of Radiation Safety and Ecology (IRSE) is located in Kurchatov city and is a branch of the Republican State Enterprise “National Nuclear Center of the Republic of Kazakhstan (RSE NNC RK). The total area of the Institute is about 21 hectares. The Institute is currently located in the territory of the former sector of military unit 52605 and deployed in five laboratory and four administrative buildings.
The main scientific line of the Institute’s activity is comprehensive research into the former Semipalatinsk Test Site (STS), development and implementation of measures for securing the radioecological situation in the STS and adjacent territories.

Strategic areas of the Institute’s activity are:

  • ensuring safe conditions  of venues of nuclear tests conducted in RK, drastic solution to problems of the former Semipalatinsk Test Site and other places of nuclear testing;
  • establishing and providing a scientific and technical support for the personnel and RK population doses state system of accounting  and inspection in order to  ensure a sustainable reduction in doses for the country’s population;
  • establishing and developing the state monitoring system of radiation-hazardous  RK sites for the purpose of providing state authorities and the population with up-to-date information on the state of radiation-hazardous site of  RK;
  • implementing measures for securing radiation-hazardous sites in rk.
  • the personnel strength of the Institute is 290 staff members, of them – 12 Candidates of Sciences, 38 graduate students, 198 research specialists, of who 161 employees with university degrees.

 

The Institute of Radiation Safety and Ecology has the following licenses for:

  • handling radioactive waste including collection, sorting, storage, disposal, radiation rehabilitation, remediation of areas and sites as well as decontamination of  premises, equipment and  materials;
  • handling radioactive substances, instruments and facilities containing radioactive  substances including storage and utilization of  radioactive substances, instruments and facilities containing  radioactive substances;
  • handling nuclear materials including  storage and utilization of  nuclear material;
  • handling instruments and facilities that generate ionizing  radiation;
  • transporting including transit, nuclear materials, radioactive substances, radioisotope sources of  ionizing radiation (SIR), radioactive waste within the territory of the Republic of Kazakhstan;
  • activities related to stages of operational lifetime of atomic energy facilities including аwork and project management when deploying, constructing, decommissioning and operating nuclear facilities, repositories of radioactive waste;
  • providing services in atomic energy application including determination of radionuclide content in foodstuffs, materials, environmental sites, measurement of radon concentration;
  • individual dosimetric monitoring of personnel;
  • inspecting SIR operating quality as well as that of instruments,  equipment, and facilities;
  • radiation monitoring of areas, premises, workplaces, merchandise and materials;
  • activities in territories of the former nuclear test sites contaminated due to nuclear blasts;
  • physical protection of nuclear facilities and nuclear materials;
  • engaging in special training of personnel who are in charge of nuclear and radiation safety. Institute’s laboratories are certified for conducting radiation, radiochemical and spectrometric tests including determination of the content of radioactive substances  in various sites including tests of soil, water, building materials, raw wood, vegetation, radioactive fallout and aerosols, products of food and agricultural industry;
  • performing measurements (tests) of ground and surface water; measuring a dose rate of X-rays and γ-rays, flux density of β-particles emitted  by the surface contaminated with radioactive substances with required precision;
  • testing soil, water products of food and agricultural industry, vegetation, building materials for activity concentrations oа α-, β-, γ-emitting radionuclides.

The Institute actively cooperates both with republican and international organizations: International Atomic Energy Agency (IAEA), International Science and Technology Center (ISTC), NATO, research laboratories in the USA and Institutes of the Russian Academy of Sciences (RAS) and others.

Scientific findings are annually reported at Republican and International scientific and practical conferences, workshops on radioecology and radiobiology problems. 8 International conferences “Semipalatinsk Test Site. Radiation legacy and non-proliferation problems”, “Semipalatinsk Test Site: legacy and development prospects”, “Semipalatinsk Test Site: legacy and prospects for developing scientific and technical capacity” were held on the Institute’s basis. Staff members of the Institute delivered 125 oral and 112 poster presentations.

 

The enterprise performs the following functions:

  1. duly performs tasks under republican scientific and technical and other budget programs; performs the work on its core activity based on contracts and agreements concluded with national and foreign organizations;
  2. plans, arranges and implements a range of scientific and technical works and  technological developments on the main lines of the Enterprise activity;
  3. coordinates issues of implementing methods and technologies developed by the Enterprise with the Parent enterprise, scientific research institutions and  industrial enterprises of the Republic in the interests of science and national economy of the Republic of Kazakhstan;
  4. provides training of personnel on core lines of the Enterprise activity; renders assistance  to other institutions of the Republic in training such specialists;
  5. develops and implements an action plan (search for partners, marketing studies, designing projects involving scientific and technical unit of the Enterprise), aimed at  concluding contracts with national and foreign organizations on scientific research and other types of works according to the Enterprise’s main line;
  6. carries out economic activity aimed at developing the main lines of activity and solving  social and economic issues of the Enterprise jointly with concerned organizations;
  7. duly issues scientific proceedings, guidance, information and other materials; holds workshops, meetings, conferences on the main lines of the Enterprise’s scientific and  production activities.

Современное состояние

Институт радиационной безопасности и экологии (ИРБЭ) расположен в г. Курчатове и является филиалом Республиканского государственного предприятия Национальный ядерный центр Республики Казахстан (РГП НЯЦ РК). Общая площадь территории института составляет около 21 гектара. В настоящее время Институт расположен на территории бывшего сектора в/ч 52605 и размещается в пяти лабораторных и четырех административно-хозяйственных корпусах.
Основным научным направлением деятельности Института является всестороннее исследование бывшего Семипалатинского испытательного полигона (СИП), разработка и осуществление мероприятий по нормализации радиоэкологической обстановки на территории СИП и прилегающих территориях.

 

Стратегическими направлениями работы Института являются:

  • обеспечение безопасного состояния мест проведения ядерных испытаний в РК, кардинальное решение проблем бывшего Семипалатинского испытательного полигона и других мест ядерных испытаний;
  • создание и научно-техническая поддержка государственной системы учета и контроля доз персонала и населения РК с целью обеспечения устойчивого снижения дозовых нагрузок населения страны;
  • создание и развитие государственной системы мониторинга радиационно-опасных объектов РК, с целью обеспечения государственных органов и населения актуальной информацией о состоянии радиационно-опасных объектов РК;
  • осуществление мероприятий по практическому приведению в безопасное состояние радиационноопасных объектов в РК.
  • Численность персонала института составляет 290 человек, из них 12 кандидатов наук, 38 магистрантов, 198 специалистов-исследователей, из них 161 человек с высшим образованием.

 

Институт радиационной безопасности и экологии имеет лицензии:

  • на обращение с радиоактивными отходами, включая сбор, сортировку, хранение, захоронение радиоактивных отходов, радиационную реабилитацию, рекультивацию территорий и объектов, а также дезактивацию помещений, оборудования и материалов;
  • на обращение с радиоактивными веществами, приборами и установками, содержащими радиоактивные вещества, включая хранение и использование радиоактивных веществ, приборов и установок, содержащих радиоактивные вещества;
  • на обращение с ядерными материалами, включая хранение и использование ядерных материалов;
  • на обращение с приборами и установками, генерирующими ионизирующее излучение;
  • на транспортировку, включая транзитную, ядерных материалов, радиоактивных веществ, радиоизотопных источников ионизирующего излучения (ИИИ), радиоактивных отходов в пределах территории Республики Казахстан;
  • на выполнение работ, связанных с этапами жизненного цикла объектов использования атомной энергии, включая управление работами и проектами при размещении, сооружении, выводе из эксплуатации ядерных установок и эксплуатацию ядерных установок, хранилищ радиоактивных отходов;
  • на предоставление услуг в области использования атомной энергии, включая определение содержания радионуклидов в продуктах, материалах, объектах окружающей среды, измерение концентрации радона;
  • индивидуальный дозиметрический контроль персонала;
  • контроль качества работы ИИИ, а также приборов, оборудования, установок;
  • радиационный контроль территорий, помещений, рабочих мест, товаров, материалов;
  • на деятельность на территориях бывших испытательных ядерных полигонах, загрязненных в результате проведения ядерных взрывов;
  • на физическую защиту ядерных установок и ядерных материалов;
  • на занятие специальной подготовкой персонала, ответственного за обеспечением ядерной и радиационной безопасности. Лаборатории института аттестованы на осуществление радиационных, радиохимических и спектрометрических испытаний, включая: определение содержания радиоактивных веществ в различных объектах, в том числе испытания почвы, воды, строительных материалов, древесного сырья, растительности, радиоактивных выпадений и аэрозолей, продукции пищевой промышленности и сельскохозяйственного производства;
  • выполнение измерений (испытаний) подземных и поверхностных вод; определение измерения мощности дозы рентгеновского и γ-излучения, плотности потока β-частиц, испускаемых с загрязненной радиоактивными веществами поверхности, с требуемой точностью;
  • испытание почвы, воды, продукции пищевой промышленности и сельскохозяйственного производства, растительности, строительных материалов на содержание удельной активности α-, β-, γ-излучающих радионуклидов.

Институт активно сотрудничает как с республиканскими, так и с международными организациями: Международное агентство атомной энергии (МАГАТЭ), Международный научно-технический центр (МНТЦ), НАТО, с исследовательскими лабораториями США и институтами Российской академии наук (РАН) и др.

Результаты научных исследований ежегодно докладываются на республиканских и международных научно-практических конференциях, и семинарах по проблемам радиоэкологии и радиобиологии. На базе института проведено 2 Международные конференции «Семипалатинский испытательный полигон. Радиационное наследие и проблемы нераспространения». За 15 лет своей работы институтом опубликовано более 230 публикаций.

 

Предприятие осуществляет следующие функции:

  1. в установленном порядке выполняет задания Республиканских научно-технических и других бюджетных программ; на основе контрактов и договоров с отечественными и зарубежными организациями осуществляет выполнение работ по профилю своей деятельности;
  2. планирует, организует и выполняет комплекс научно-исследовательских работ и технологических разработок по основным направлениям деятельности Предприятия;
  3. координирует с Основным предприятием, научно-исследовательскими учреждениями и промышленными предприятиями Республики вопросы практической реализации разрабатываемых на Предприятии методов и технологий в интересах науки и народного хозяйства Республики Казахстан;
  4. осуществляет подготовку кадров по основным направлениям деятельности Предприятия; оказывает помощь другим учреждениям Республики в подготовке таких специалистов;
  5. разрабатывает и реализует комплекс мероприятий (поиск партнеров, проведение маркетинговых исследований, разработка и формирование проектов с участием научно-технических подразделений Предприятия), направленных на заключение контрактов с отечественными и зарубежными организациями по выполнению научно-исследовательских и иных работ по профилю Предприятия;
  6. осуществляет совместно с заинтересованными организациями хозяйственную деятельность, направленную на развитие основных направлений деятельности и решение социально-экономических проблем Предприятия;
  7. издает в установленном порядке научные труды, методические, информационные и другие материалы; проводит семинары, совещания, конференции по основным направлениям научной и производственной деятельности Предприятия.